Чем опасны антифраншизы? Объясняем читателям издания “Секрет фирмы”
Продано чашек

1347626

продано чашек

Чем опасны антифраншизы? Объясняем читателям издания “Секрет фирмы”

28.06.2019

На российском рынке появился новый формат “антифраншиза” - десятки предложений в интернете предлагают перейти на “новый уровень отношений” с франчайзи, реализоваться “без ограничений” и так далее. Почему “новый уровень” оказывается очередной пирамидой, а “отсутствие ограничений” - это консалтинг, причём не самого лучшего качества - читайте материал бизнес-журнала “Секрет фирмы” с нашим участием, а мы публикуем без купюр полный текст комментария нашего директора по развитию франшизы Анжелики Третьяковой.

3Y9C2828.JPG

Антифранчайзинговые концепции строят свой маркетинг на отсутствии роялти, или паушального взноса, или жёстких условий, или и того, и другого, и третьего. А начинающие предприниматели могут подумать, что чем меньше взнос и роялти и чем лояльнее условия, тем лучше будет развиваться их бизнес, но на самом деле это, конечно, не так. Давайте разбираться.


Начнём с роялти. Отношения франчайзера и франчайзи не совсем подпадают под категорию "продавец-клиент", и как раз благодаря роялти. Ведь именно процент от продаж, отправляющийся к франшизодателю, - и есть та самая материальная мотивация помочь франчайзи сделать по-настоящему прибыльный бизнес. Ведь чем больше оборот франчайзи, тем больше сумма роялти (не процент). Антифраншизы, да и франшизы без роялти (такие тоже есть) заинтересованы в как можно большем количестве продаж, чтобы заработать на паушальных взносах, а что происходит с бизнесом дальше, для них не играет большой роли. Поэтому, говоря простым языком, франшиза с роялти - это долгосрочные отношения, построенные на взаимной поддержке, а антифраншиза - секс без обязательств (как и любая схема, в которой отсутствует пункт "роялти"). Не будем ханжами: в человеческих отношениях одноразовые связи - не обязательно что-то плохое, но в бизнесе это так не работает.

3Y9C3196.JPG

Далее - паушальный взнос. Это, помимо покупки права на бренд, оплата того комплекса бизнес-услуг, который франчайзер оказывает предпринимателю. Варианты могут быть самые разные: от консалтинга в виде лёгких поглаживаний и мотивационных речей до очного обучения всему самому необходимому для ведения своего дела, причём не только до открытия заведения, но и во время его работы. Вполне естественно, что чем более комплексное сопровождение оказывает франчайзер, тем выше стоимость его услуг. Заключая договор, компания берёт на себя ответственность выдать франчайзи объём знаний, необходимый для открытия и ведения бизнеса, а ответственность за услуги, стоимость которых приближена к нулю, стремится абсолютно туда же. "Ну а что вы хотели за тысячу рублей?" С таким же успехом можно почитать какой-нибудь журнал о предпринимательстве или сходить на тренинг, и после этого считать себя акулой бизнеса. 


Теперь об ограничениях и предписаниях. Грамотная компания (особенно такой бизнес, как кофейня) создаёт требования к партнёрам не на пустом месте: это проверенные на практике в своих и других франшизных точках бизнес-схемы, следование которым и приводит к заветному успеху. Более того, франчайзер тщательно следит за соблюдением особенно важных стандартов, от которых зависит репутация бренда, и заставляет партнёра следовать им или сдерживает излишний энтузиазм новичков бизнеса, которые часто думают, что "знают, как лучше" (практика показывает, что это не так). Так что франчайзер - это такой успешный преподаватель-практик, который понимает, что именно пригодится его студентам, и заставляет их качественно готовиться к экзамену. Тем более, что франшиза такого формата, как кофейня, - это полноценный бизнес, который способен зарабатывать существенные деньги при грамотной организации, поэтому относиться к ней стоит соответствующе.

3Y9C3729.JPG

Продолжая сравнение, антифранчайзер - это "препод", который знаний не даёт и при этом эксплуатирует энтузиазм студентов, заставляя их решать свои бизнес-задачи. Например, разрешает с их помощью проблему сбыта своей продукции (хотя зачем ему это, если его продукция такая классная, и он может зарабатывать на ней сам?). На практике это выглядит так: "Вот вам схема, по идее, она должна работать. Крутитесь, как хотите, но закажите у нас товар на 100 с чем-то тысяч в месяц". Этот тип антифранчайзера называется "поставщик". Попадаются и предложения обратного характера: "Мы вам всё расскажем и покажем, но поставщиков и других подрядчиков ищите сами" - антифранчайзер-консультант. Этот "препод" тоже всем знаком: ради "зачёта" он заставляет вас ходить на его платные консультации, где рассказывает то же самое, что и на бесплатных парах - то есть, продаёт вам информацию, которая и так находится в открытом доступе (как рассчитать прибыль, что такое точка безубыточности и т.п.). Такая концепция не может предложить полный комплекс бизнес-услуг, столь необходимых новичку, даже если он открывает казалось бы простой на первый взгляд кофейный бизнес.


В теории антифраншиза может иметь свои плюсы, но именно для опытных предпринимателей, которые разбираются в бизнесе. Но тогда вопросы: зачем им вообще франшиза или антифраншиза, и не получится ли у них самостоятельно открыть бизнес мечты, не тратя деньги на консалтинг или кабальные договоры с поставщиками и подрядчиками? 


И, конечно, предложения с чертами так называемых антифраншиз можно найти и на франшизном рынке, участники которого активно борются за деньги начинающих предпринимателей: они снижают паушальные взносы, замалчивают пункты договора, занижают смету на открытие, отказываются от роялти и так далее. Так что антифраншиза - это, по большому счёту, не новый формат, а игра на усталости людей от похожих предложений на рынке и попытка выделиться среди конкурентов.


Если вы ищете долгосрочные бизнес-отношения, построенные на взаимной поддержке, а не одноразовые связи, тогда вы и MY идеально подходите друг другу. Узнайте больше о нашей франшизе, Оставив заявку



Оставить заявку